Червленый яр – название территории, определяемой в исторической науке как междуречье Среднего Дона и Хопра.

Но есть более точная информация, которая значительно сужает границы: Сохранилось три грамоты XIV в., говорящие об известном Червленом Яре. На основании летописных известий и отрывка «из сказки Козловского попа», можно определить область Червленого Яра следующим образом: «Червленый Яр в тесном смысле назывались: во-первых, река, впадающая в Дон между Тихою Сосною и Битюгом; во-вторых часть берега при устье Савалы, которая впадает в Хопер с правой стороны, пониже р. Вороны. Потом это название распространилось на земли лежащие между тем и другим Червленым Яром; а в XIV ст. под ним разумелось все степное пространство, заключенное между реками Воронежем, Доном, Хопром и Великой Вороной.

Таким образом, изначально Червленый Яр - это часть Новохопёрского района вдоль реки Хопёр до впадения в него Савалы. 

 

В стародавние времена эту местность заселяли восточные славяне. В средние века население Червленого Яра включало в себя бродников, предков современных верховых казаков. Полувоенная организация и система станиц караулов, собственное название и управление, дает право сделать вывод, что Червленый Яр, первое казачье государство.  

 

Начиная с конца 15 века, между Верхним и Нижним Доном устанавливается тесная связь, которая приводит в результате к объединению Верховых и Низовых казаков в единое национальное государство «Войско Донское». Войско в данном случае понимается не как, военная единица, а как, понятие «войско» в значение народ.

 

В середине XVII века по Хопру проходила условная граница между областью Войска Донского и Русским государством. Здесь на берегах Хопра существовало несколько казачьих поселений: городки Пристанский, Беляевский и Григорьевский. Городок Пристанский являлся значительным торговым пунктом на так называемой Ордобазарной дороге, связывающей Москву с Астраханью. 

Население Червленого яра было очень свободолюбиво, и часто не подчинялось указам правящих сил, поэтому бунты были не редкостью. Активное участие жителей Пристанского городка в восстании Степана Разина (1670-1671 гг.), а затем в восстании Кондратия Булавина (1707-1708 гг.) привело к тому, что Петр I приказал уничтожить Пристанский городок и навсегда изъял из употребления название "Червленый яр",практически все Червлено-Ярские земли перешли к Москве со статусом губернских земель. Казаки потеряли статус служивых и были обращены в однодворческое сословие.

На месте Пристанского городка была заложена Хоперская крепость.

Население стало разбавляться ремесленниками, бортниками, на Хопре началось строительство кораблей для царской верфи, самих же казаков с семьями стали переселять на Кавказскую линию (позднее там образовался известный Хоперский полк).

БОРЬБА ЗА ЯР



В первой половине 14 века за Червленный Яр развернулась полувековая  борьба между Сарайской и Рязанской епархиями . Сарайская епархия была основана в 1261 году. Официально, она должна была "обслуживать" православных (в том числе крещенных татар) живших на территории Золотой Орды. Неофициально, сарайские епископы должны были вести пропаганду православия и бороться с другими христианскими конфессиями, в том числе с основанным в 1315 году в Сарае католическим епископством. Кроме того, они были втянуты в сложную политическую игру. С одной стороны они выступали как дипломатические представители владимирских (позднее московских) князей и одновременно константинопольских императоров и патриархов при дворе ордынских ханов. А с другой стороны они подвергались сильному давлению со стороны этих ханов. Только давлением со стороны Сарая, можно объяснить то упорство, с которым сарайские епископы претендовали на Червленный Яр, несмотря на отрицательное отношение митрополитов (неизменно принимавшх сторону рязанцев), рискуя потерять должность и сан (а некоторые, как Измаил в 1312 и Афанасий в 1356 и теряли)
Видимо, Червленный Яр был достаточно важным и крупным объектом, если даже Узбек и Джанибек, при которых Орда находилась в зените своего могущества вынуждены были вести из-за него тонкую дипломатическую игру, которую в итоге проиграли.

Судя по археологическим данным и по данным митрополичьих грамот население региона составляли русские, татары и мордва. Причем наряду с православными татарами (которые видимо преобладали, о чем свидетельствует православие баскаков) присутсвовали мусульмане и возможно буддисты. На наличие последних указывает найденая в селе Гвазда бронзовая буддийская религиозная скульптура сделаная судя по надписи в Непале в 1306 году. Русское население локализуется по окраинам Червленного Яра, по берегам рек, татарское - на водораздельных степях.
Таким образом, Червленый Яр представлял собой полиэтническое образование, различные этносы которого были привязаны к различным ландшафтам и вели различную хозяйственную деятельность. В силу этого они образовывали комплексное, взаимодополняющее хозяйство на базе взаимовыгодного обмена.
Стоит отметить что за время всей многолетней тяжбы в сопутствующей ей переписке бояре упоминаются только однажды и то в самом начале конфликта. В ходе тяжбы меняются адресаты митрополичьих грамот. Если в грамотах Феогноста он обращается в первую очередь к баскакам, то есть непосредствено к ордынской администрации, то уже в грамотах Алексея баскаки оказываются аж на четвертом (!!!) месте, а в первую очередь митрополит обращается ко «всем крестьяном» (христианам), которых Феогност упоминал лишь последними.  Данное изменение видимо отражает внутриполитические изменения внутри регионасвязанные с кризисом Орды и начанающейся "Великой Замятней" и переход реальной власти из рук баскаков в руки территориальных общин с развитым военно-демократическим управлением по типу будущих казаков. Возможно причиной исчезновения бояр и общей антифеодальной тенденции послужило то, что задонских ("диких") половцев (основного элемента в этногенезе местных татар) отсутствовали даже предпосылки феодальных отношений, ханы домонгольского периода это всего лишь  военные вожди. Сответствено попытка феодализации извне не нашла в регионе почвы, зато встретила ожесточенное сопротивление населения.

Нетрудно понять причину значимости Червленного Яра. Компактный православный регион в самом сердце Золотой Орды и при этом удаленныйот ханских глаз по сравнению с Сарайской епархией, мог стать удобной базой для деятельности московских агентов, особенно при подчинении его Москве через Рязань минуя Сарай. Ханы это понимали не хуже великих князей, но вынуждены были учитывать тот факт, что червленоярцы составляли значительную часть ордынских войск, платили налоги и занимали стратегически важный район (через него проходила очень важная Ордобазарная дорога), в силу чего простое уничтожение этой группы едва ли представлялось удачным решением вопроса. Отсюда попытки ханов решить вопрос церковно-дипломатическим путем.

Судьба Червленного Яра после окончания тяжбы в пользу рязанских епископов в 1356 году плохо известна. В Орде началась "Великая Замятня". Ханы на сарайском престоле порой сидели всего по нескольку дней. В 1395 году Тамерлан разорил земли по обе стороны Дона, в том числе и Червленный Яр. После 1480 года по территории между Доном и Волгой метались остатки армии последнего хана Большой Орды Ахмада, а с севера постепенно продвигались отряды московских князей. В этот период часть червленоярцев переселилась на Терек. Отголоском этой миграции служит название станицы Червленной. Первой откочевала группа татар во главе с Агры-ханом, несколькими годами спустя туда же потянулись русские.
Переселение на Терек русской части червленоярцев вероятно связано с деятельностью новгородских и вятских ушкуйников, часть которых периодически зимовала в Червленом Яру, особенно после разгрома сперва Новгорода, а затем и Вятки. В 80-х годах 15 века после подчинения Москвой Елецкого княжества (примыкавшего с севера к Червленному Яру) антимосковски настроеные беглецы с Севера вынуждены были искать более спокойное место. Таким местом видимо и оказался Терек. В месте с ними потянулась и часть червленоярцев.  Факт переселения новгородцев на Терек косвенно подтверждается особенностями диалекта терских казаков, который носил явные черты северного происхождения в том числе характерное "оканье" которое на юге постепенно отмирало.
После того как в последней трети 16 века основная часть Червленого Яра оказалась под контролем Москвы, червленоярцы отступили в район устья Хопра. В дальнейшем, в 17 веке, они вновь освоили часть исконной територии вверх по Хопру,. в том числе Вешки (будущую станицу Вешенскую), превратившись в группу хоперских казаков. Хоперские казаки приняли активнейшее участие в востании Кондратия Булавина, в ходе которого много казаков было убиты, три городка - Пристанский, Беляевский и Григорьевский были уничтожены. Уцелевшие были оттеснены вниз по Хопру, частично выселены в Нижнее Подонье, где основали станицу Трехостровянскую. Часть хоперских казаков ушла с Некрасовым на Кубань.
Даже после сокрушительного погрома часть потомков червленоярцев сохранила стремление к сохранению себя как особой группы. Часть выселенных казаков, неучаствовавших непосредствено в востании добилась разрешения вернутся в район снесенного Пристанского городка, где уже находилась Хоперская крепость (в дальнейшем город Новохоперск) и образовала особую группу казаков, отдельную от хоперской группы донских . Из них был сформирован Хоперский полк в 1777 году в полном составе переселенный на Кубань.

П.С. Весьма вероятно, что червленоярцы имели и собственное региональное самосознание и самоназвание. Низовые казаки называли верховых словом "чига". Среди самих верховых этот термин применялся исключительно к группе хоперских казаков (потомков червленоярцев). Происхождение и значение этого влова неизвестно. Весьма вероятно что именно оно и являлось самоназванием червленоярцев.