Слобода АЛФЕРОВКА основана в 1680-е гг.

Население - казаки, ремесленники.

Согласно переписи 1700 года в слободах Градской, Алферовке, Пыховке и Красной проживало 116 служивых казаков, 419 годных к строевой службе, 94 отставных, 884 человека казаков и малолеток.

 

По одной из версий об истории возникновения села, основанной на топономике - в числе первых жителей был крестьянин Алфер, от которого село получило название (в начале XVIII века он возглавил группу украинских переселенцев в эти края)  

По другой - название образовано от имени святого старца Елевферия (Елевфериевка, далее упрощено до Алферовки)

 

Вот как описывают село историки начала 20 века: Алферовка - слобода Воронежской губернии, Новохоперского уезда, при реке Хопер. Жителей 3700, 2 школы, лавки, еженедельные базары.

ФРАГМЕНТ КАРТЫ НОВОХОПЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ 1886-1915 г.,

изданна Военно-топографическим Отделом Главного Штаба,

Автор: Стрельбицкий полковник ГШ.

Карта  с.Алферовка, 1915 г

Полную версию карты можно посмотреть в разделе о г. Новохоперске тут

В Алфёровке раньше был мост через р. Хопёр, русло располагалось немного по-другому, вокруг села - множество озер.

На месте ручья текла небольшая речушка "Юрлок", впадающая в Хопёр.

В самом центре села - церквушка.

На другом берегу хопра располагалось поселение - нынешнее село Варварино.

Из Истории Хоперского Казачества ВсЯСветной Руси

В конце XIV и начале XV веков в бассейнах рек Хопра, Медведицы, их притоков появляются беглые люди из Московского, Рязанского и других княжеств Руси, которые называют себя «казаци». Первое летописное упоминание о них относится к 1444 году. Люди бежали сюда, спасаясь от крепостнической кабалы.

Общественной формой управления было народовластие. На общем круге — сходе избирались атаман и другие должностные лица, которые являлись исполнительной властью городка. Здесь, на круге, вершились суд и расправа.


Являясь составной частью Войска Донского, хоперцы принимают участие в боевых операциях донцов. В 1695–96 гг. в его составе участвуют в азовских походах Петра I.
19.07.1696 г. двухтысячный отряд донских и хоперских казаков внезапным ударом овладел двумя бастионами. Это решило судьбу крепости. Азов был взят.
День взятия Азова и Указ Петра I являются историческим началом Хоперского полка.
Хоперский полк принимал участие в русско-шведской войне 1700-1721 гг.
В 1707–1709 гг. в Хоперском крае вспыхнуло мощное народное восстание под руководством К. Булавина.
Правительство с необычной жестокостью подавило это восстание, казачьи городки были стерты с лица земли, более 7 тысяч человек было убито, повешено. Хоперский край превращен в пустыню.
В 1716 году в Хоперском крае была построена Новохоперская крепость. Уцелевшие от разгрома и вернувшиеся со шведской войны казаки обратились к воронежским властям с прошением: дозволить им поселиться у Новохоперской крепости и обязывались «не бунтовать и исправно нести казацкую военную службу». Прошение было удовлетворено.

Из новопоселенцев у крепости была образована команда из 125 казаков, несших службу в крепости. Эта команда явилась ядром, вокруг которого возродился Хоперский полк.


1751 г. учреждена Хоперская команда: по просьбе казаков и атаманов слобод Пыховки и Алферовки, населенных казаками-малороссами, Военная коллегия произвела в ротмистры атамана Ивана Ярова и приказала ему «иметь над теми черкасскими слободами (Алферовкой и Пыховкой)  команду и в верности присягу учинить ему при команде...». Отныне, вплоть до переформирования Хоперской команды в конный полк, хоперские казаки управлялись постоянно начальниками, вышедшими из их же среды. Один из ротмистров избирался из хоперских казаков-великороссов, другой - из числа казаков-малороссов.

6.10.1774 г. Указом Екатерины II на основе команды был возрожден Хоперский полк, первым его командиром стал полковник К. Устинов.

 

Летом 1777 г. собранные в Царицыне Хоперский, Волжский казачьи и Владимирский драгунский полки были отправлены на Северный Кавказ создавать Азово-Моздокскую Линию, а территория Прихоперья заселена ремесленниками из разных мест.

Былина о старце Елевферии и Сиянь-горе

Место занимаемое Алферовкой, когда-то принадлежало Шемякину, затем перешло из в руки кн. Долгорукому. Здесь находился центр его имения: винокурня, мастерские, школа.

В центре площади слободы построена церковь.

Гора "Сиянь" (так ее называет народ), имеющая вид усеченного конуса, примыкает к северо-восточной части слободы. С восточной стороны от подножия горы простирается безграничное лесное пространство. На восточном склоне Сияни, в глубине чащи лесной растет древний, могучий, в свое время раскидистый и величавый, а теперь от времени одряхлевший и сгорбленный, обхвата в три толщиной, дуб. Около дуба компличка (часовня) и кругом небольшая площадка: здесь погребено тело затворника Елевферия.

 

Вот что рассказывал о затворнике Елевферие старожил сл. Алферовка:

"Когда-то давно, даже не за памятью наших отцов и дедов, на том месте, где теперь слобода Алферовка, был дремучий лес. Люди здесь жили, как звери - враздробь, разобщены. Сиянь была безлюдна. Это место избрал для своей подвижнической жизни благочестивый муж Елевферий. Подвизался он в совершенном уединении. Если забредет к нему зверь – тот, дав поесть, ласково выпроваживал гостя, и звери беспрекословно подчинялись мановению святого подвижника. Если же приходил человек, то Елевферий уходил в пещеру и прибывал там в молитве, пока его не оставляли в покое.

Сколько жил он так тайно - не известно.

Люди населяли эти дебри, множились, собирались для совместной жизни. Образовался на этом месте небольшой хуторок. Елевферия никто не видел, да и не стремились видеть, так как уважали жизнь подвижника. Версты в полторы от пещеры Елевферия хуторяне проложили дорогу к реке, к дорожке примыкала и тропинка, которая шла от пещеры Елевферия.

Будучи, вероятно, стар и слаб, пахать или обрабатывать землю Елевферий не мог. Зарабатывал себе пропитание плетением корзин и деланием деревянных крестиков. Сплетет корзину и ночью положит ее с крестиком на дорогу. Прохожие возьмут и хлеба положат. Долго так питался Елевферий-старец и народ считал его покровителем, хотя никому не удавалось его видеть. Но вот, прошли дни и недели, а корзин нет на обычном месте – стало быть умер. Пришедшие к пещере ничего не нашли, кроме свежей земли, насыпанной около того дуба. Помолились, устроили компличку (часовню) и с того времени могила эта стала служить местом ежегодной общественной молитвы, а хутор стали называть в память затворника старца Елевферия – Елевфериевкою, или на манер малороссийского жаргона Алферовкою".

С течением времени алферовцы устроили храм во имя Николая Чудотворца (1784), впоследствии сгоревший. Нвый построен в 1787 году, существует и поныне. В церковном архиве хранятся приказы времен императрицы Анны Иоанновны, адресованные в старую церковь Алферовскою.

Автор - свящ. И.Долгополов". Источник: ВЕВ 1891 с.506-510.