ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2007 г. № 48

 

О ПОРЯДКЕ ЗАВЕРЕНИЯ ВЫПИСКИ ИЗ ПОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КНИГИ

О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

 (в ред. постановления главы городского округа город Воронеж

от 05.03.2007 № 214)

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 имеет номер 146, а не 148.


В соответствии с пунктом 4 статьи 18, статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 18.12.2006 № 232-ФЗ), Приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 № 148 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок", руководствуясь положениями статьи 49 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж" (в ред. решения Воронежской городской Думы от 29.06.2006 № 143-II), статьями 13 и 14 Положения об управе района городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 28.04.2005 N 41-II "Об утверждении Положения об управе района городского округа город Воронеж" (в ред. от 06.12.2006 № 243-II), в целях оптимизации работы администрации городского округа город Воронеж и ее территориальных исполнительно-распорядительных органов, а также обеспечения прав граждан по вопросам осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним постановляю:

1. Определить руководителей управ районов городского округа город Воронеж уполномоченными должностными лицами местного самоуправления администрации городского округа город Воронеж по выдаче выписок из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

2. Возложить на руководителей управ районов городского округа город Воронеж заверение выписок из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

3. Заверение выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок осуществляется посредством подписи руководителя управы района городского округа город Воронеж и проставления гербовой печати с наименованием управы района городского округа город Воронеж.

4. Определить председателей комитетов по управлению городскими микрорайонами управ районов городского округа город Воронеж ответственными должностными лицами за ведение и хранение похозяйственных книг.

(п. 4 в ред. постановления главы городского округа город Воронеж от 05.03.2007 № 214)

5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования в средствах массовой информации.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на руководителя аппарата администрации городского округа город Воронеж Лихачева Г.В.

 

Глава городского округа

Б.М.СКРЫННИКОВ

ПОКУПКА ЗЕМЛИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами. Таким образом, в определенных областях для данных лиц есть ограничения национального режима, в том числе и на права на землю в России. Согласно Закону о правовом положении в РФ иностранным гражданином считают физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства, физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В настоящее время права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в России определяют Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы. Первое ограничение, касающееся данной категории лиц, содержит ст. 15 Земельного кодекса РФ. Она определяет, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, таких, как:" пограничная зона;" российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориальных морей РФ, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу; территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. Конкретный перечень данных земель установлен Указом Президента России в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе.Земельный кодекс также содержит ограничения, касающиеся иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, согласно которым не допускается предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на бесплатной основе.По общему правилу собственники недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право его покупки или аренды. Но Президент РФ может установить перечень зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется.Помимо Земельного кодекса определенные ограничения содержит Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены вышеуказанным лицам на праве собственности. Владение и пользование такими участками допускается только на праве аренды.Возникает вопрос по поводу юридических лиц, в уставном капитале которых присутствует доля иностранцев. Законом предусмотрено, что если она составляет более 50 процентов уставного капитала, то приобретение в собственность земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Указанные юридические лица включены в государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ, и, соответственно, в сводный государственный реестр аккредитованных на территории России представительств иностранных компаний. Кроме того, соответствующие данные о долях в уставном капитале должны содержать учредительные документы.Ограничения, касающиеся земельных участков, ранее содержал также Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Так, иностранцы, лица без гражданства не имели права создавать крестьянское хозяйство, а следовательно, не имели права на получение земельного участка для этих целей. В 2003 г. был принят новый Закон о крестьянском фермерском хозяйстве. Теперь право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержат также Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. и Закон Российской Федерации "О недрах", закрепляющие порядок пользования участками континентального шельфа и недрами. Законодательство РФ запрещает иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут быть предоставлены им только на праве аренды при условии, что данные лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности.Но иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на приобретение земельных участков в собственность (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в соответствии с п. 5 ст. 28 Земельного кодекса РФ.Несмотря на ограничения, касающиеся права собственности на землю иностранцев, некоторые все же считают, что даже с такими урезанными возможностями предоставлять иностранным субъектам землю в собственность недопустимо.В связи с этим в Конституционный суд РФ поступил запрос Мурманской областной думы, которая оспаривала конституционность положений Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. В обоснование своих доводов заявитель привел следующие объяснения: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации. Из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранным государством посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета РФ.Рассмотрев данный запрос, суд пришел к выводу, что положения Земельного кодекса не противоречат Конституции РФ.

 

Источник: Саглара Адьянова, юрист. Издательство "Деловой мир"